Среда, 19.06.2024, 7:18:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS



Главная Мой профиль Выход Вход

Управление образования администрации 
Сорочинского городского округа Оренбургской области
 





















Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана прав детства » Консультация специалиста

Об отчуждение жилого помещения
Ребенок не является сособственником жилого помещения. Мать лишена  родительских прав. Жилое помещение принадлежит на праве собственности матери и  ее сестре в равных долях.
Мать продала квартиру.
Почему в таких случаях не предусмотрено согласие органа опеки и попечительства?

Ответ:
Требования п.4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации о предварительном согласии органа опеки на отчуждение жилого помещения распространяются и на этот случай. Ошибочно считать, что здесь они неприменимы.
Два предварительных момента. Первый: в соответствии с п.4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право пользования жилым помещением.
Второй: отсутствие регистрации ребенка по фактическому месту его жительства не означает отсутствия у ребенка права пользования жилым помещением.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право выбирать место пребывания и жительства. Во исполнение этого конституционного принципа в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" закреплено: «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».
Толкование этого положения было дано Конституционным Судом Российской Федерации, который признал противоречащим Конституции сложившееся в практике правило, в соответствии с которым право членов семьи на пользование жилым помещением возникает только при наличии прописки (регистрации) в этом жилом помещении (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой"). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, а органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.
Таким образом, место жительства человека – это не место, где он зарегистрирован, а место, где он постоянно или преимущественно проживает (п.1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ).
Более того, п.2 статьи 20 Гражданского кодекса содержит правовую презумпцию, в соответствии с которой местом жительства детей признается место жительства их законных представителей. Статья 292 Гражданского кодекса наделяет правом пользования жилым помещением собственника тех лиц, которые являются членами его семьи (в первую очередь это родители и дети). Аналогичное правило содержится в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляющей право пользования жилым помещениям членам семьи собственника, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из всего вышесказанного вытекает следующее. При фактическом вселении ребенка в жилое помещение, принадлежащее (в ½ доле) его матери, у ребенка в силу закона возникло право пользования жилым помещением. Этот факт при необходимости всегда можно подтвердить в судебном порядке (например, путем подачи заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение – глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006) орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
С момента внесения данных о ребенке в журнал первичного учета ребенок приобретает соответствующий статус. Более того, об этом статусе органу опеки и попечительства известно – а это обстоятельство и является одним из тех, в связи с которыми статья 292 Гражданского кодекса в действующей редакции предполагает получение согласия органа опеки и попечительства на отчуждение квартиры.
Далее. На основании п.4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения.
Получив такие сведения, орган по государственной регистрации на основании статьи 12 указанного Федерального закона вносит соответствующую запись в графу "Особые отметки" Единого государственного реестра прав. В результате появляется ограничение права собственности – собственник не вправе свободно отчуждать жилое помещение, покуда не будет снято это ограничение. Если запись из Единого государственного реестра прав не удалена, то для отчуждения жилого помещения есть только один способ – представить в орган по государственной регистрации согласие органа опеки и попечительства. Понятно, что в описанной в вопросе ситуации орган опеки и попечительства может категорически возражать против отчуждения квартиры и никакого согласия ни под какими условиями не выдавать.
Таким образом, орган опеки и попечительства, который выявил ребенка, оставшегося без попечения родителей, после внесения записи об этом ребенке в журнал первичного учета был обязан не только решать вопрос о предъявлении в суд иска о лишении его матери родительских прав, но и (возможно, в первую очередь) направить в орган по государственной регистрации информацию о проживании в квартире, принадлежащей указанной женщине, ее несовершеннолетнего ребенка, имеющего статус оставшегося без попечения родителей. Дальнейшее отчуждение этой квартиры  было бы невозможным независимо от того, сколько длилась бы процедура лишения матери родительских прав, а также от того, завершилась ли эта процедура лишением.
При получении информации о детях, проживающих в домах и квартирах граждан и оставшихся без попечения родителей, орган по государственной регистрации не вправе отказывать в принятии информации и внесении сведений в реестр, ссылаясь на отсутствие у ребенка  прописки (регистрации) по месту жительства. Такой отказ в рассмотренной ситуации незаконен.
И еще одна важная деталь. С момента, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, органом опеки и попечительства выявлен, в силу специального указания пункта 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации законным представителем ребенка является орган опеки и попечительства. Мать автоматически, в силу закона отстраняется от законного представительства в отношении ребенка, даже если решение о лишении ее родительских прав еще не вынесено. Следовательно, уже в тот день, когда сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, были внесены органом опеки и попечительства в журнал первичного учета, орган опеки был вправе со ссылкой на ст.123 Семейного кодекса подать заявление в паспортный стол милиции (или иной уполномоченный орган) о постановке несовершеннолетнего на учет по месту жительства в квартире матери на основании п.2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Категория: Консультация специалиста | Добавил: admin (12.10.2010)
Просмотров: 1772 | Рейтинг: 0.0/0
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе


































Юридический и почтовый адрес:
461900
Оренбургская область
город Сорочинск
улица Интернациональная, 67

Тел/факс: (35346) 4-12-85
e-mail:Sorochinsk-goo@yandex.ru
Copyright MyCorp © 2024




uptime счетчик