Среда, 19.06.2024, 5:31:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS



Главная Мой профиль Выход Вход

Управление образования администрации 
Сорочинского городского округа Оренбургской области
 





















Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Методика и опыт

Защита прав и достоинства ребенка в Международном и Российском праве
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:
• разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
• создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
• содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
• оказание международной помощи через Детский фонд ООН
Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающихся прав детей, относятся:
• Декларация прав ребёнка (1959)
• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
• Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.
Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
• воспитание;
• развитие;
• защиту;
• активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).
Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).
В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).
Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:
• развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
• воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
• воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
• подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
• воспитание уважения к окружающей природе.
И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).
Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения. Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.
В нашей стране Конвенция о правах ребенка вступила в силу 15 сентября 1990 и, таким образом, в соответствии  с п.4 статьи 15  Конституции стала составной частью правовой системы РФ. Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства. При этом подразумевается, что защита детей государством состоит в создании социально-экономических и правовых предпосылок нормального развития, воспитания и образования детей.
С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции  и гарантированных Конституцией РФ, Российской Федерацией принят ряд законодательных актов – Семейный кодекс РФ, Закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». В них конкретизированы понятия  о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением, в соответствии с которым ребенку гарантируются  права на защиту, охрану здоровья, образование и развитие  как в детском саду, так и в семье.
Однако права эти не всегда соблюдаются. В связи с этим отдельные права детей и обязанности родителей были закреплены не только в Конституции, но и в Семейном кодексе. Кроме этого, В России был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Семейный  кодекс вступил в силу 1 марта 1996 года и представляет собой принципиально новый документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел 1У Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям  родителей и детей. Особый интерес представляю глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
Статья 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними  проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В статье 55 рассмотрено право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. В ней указано, что ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой и бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
Статья 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии  с законом полностью  дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе, право на защиту.
В статье указано, что ребенок имеет право  на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении  или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд.
Кроме того, в этой статье указано, что должностные лица организации  и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
В статье 63 оговариваются права и обязанности  родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и  нравственное развитие ребенка.
Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей излагаются в статьях 64 и 65.
Таким образом, в семейном кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «право ребенка на жизнь и воспитание в семье,
на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение» и т.п.
В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
В нем специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и национальных конфликтов к этой категории относятся дети  с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась  нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть  данные обстоятельства сами  или с помощью семьи.
Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает  необходимость  обеспечения их социальной адаптации и реабилитации. На основании решения суда в соответствии  с государственными  минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатываются индивидуальные программы  реабилитации каждого конкретного ребенка.
Право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством статьей 43 Конституции  и конкретизируется  в статье 18 Закона «Об образовании»,     которая посвящена  образованию детей дошкольного возраста. В ней указано, что родители являются первыми воспитателями ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Государство гарантирует родителям финансовую и материальную  поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность  образовательных услуг для всех слоев населения. Для воспитания  детей дошкольного возраста, охраны и укрепления  их физического и психического здоровья, развития индивидуальных  способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.
Дошкольное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями  Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

ЛИТЕРАТУРА:

• Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург, 1995.

• Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М., 1995.

• Конституция Российской Федерации. – М. , 1993.

• Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.

• Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.

• Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1997.

• Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992.

• Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование дошкольников. №4, - С.77, 2002;

• Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.

• Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада:Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.

• Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

• Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка:Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
Категория: Методика и опыт | Добавил: admin (09.02.2011)
Просмотров: 2356 | Рейтинг: 0.0/0
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе


































Юридический и почтовый адрес:
461900
Оренбургская область
город Сорочинск
улица Интернациональная, 67

Тел/факс: (35346) 4-12-85
e-mail:Sorochinsk-goo@yandex.ru
Copyright MyCorp © 2024




uptime счетчик