Воскресенье, 08.12.2024, 5:25:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS



Главная Мой профиль Выход Вход

Управление образования администрации 
Сорочинского городского округа Оренбургской области
 





















Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Методика и опыт

Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении реализуется право ребенка на образование, гарантированное государством. С позиции Конвенции право на образование включает в себя следующие аспекты:
• Возможность посещать образовательное учреждение;
• Создание условий  для образовательной деятельности;
• Содержание  образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе;
• Отношения между участниками образовательного процесса, основанного на уважении человеческого достоинства.
Рассмотрим, как это право реализуется в системе дошкольного образования.
Система дошкольного образования в настоящее время представляет гибкую дифференцированную сеть дошкольных образовательных учреждений. Они оказывают образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения, имеющие детей в возрасте от 1 до 7 лет.
Для обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения родительская плата  составляет  20% от стоимости содержания ребенка в ДОУ. Кроме того, введены  льготы многодетным семьям- оплата за пребывания ребенка составляет 50%. Бесплатно посещают дошкольные учреждения дети – инвалиды.  Так же  функционируют группы кратковременного пребывания детей в ДОУ.
Несмотря на сложное финансовое положение, в детских садах созданы условия, которые в целом отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
С целью обеспечения качества образования в дошкольных учреждениях используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы,  утвержденные экспертным советом.
Все  комплексные и парциальные программы,  а также предлагаемые авторами педагогические технологии, реализующие поставленные в этих программа задачи, направлены на достижение в ДОУ следующих прав ребенка:
• Право на охрану здоровья (закреплено в ряде нормативных документов органов образования, здравоохранения  и СЭС как норм питания, режима, физической  культуры, санитарно-гигиенических условий содержания детей);
• Право на игру, отдых и развлечения;
• Право на занятие искусством;
• Право на сохранение  своей  индивидуальности.
• Для того, чтобы сохранить  или улучшить здоровье ребенка в самый ответственный период его жизни, необходима каждодневная   работа в семье и ДОУ.  Кроме того, в Законе «Об образовании» указанно, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества стала ведущим направлением работы ДОУ.
Определенный уровень охраны здоровья детей, а точнее, уровень стабилизации его состояния обеспечивается традициями системы дошкольного образования. Оздоровительные и лечебные процедуры органично включаются в процессы ухода, воспитания и даже обучения, поэтому осуществляются порой эффективнее, чем в медицинских учреждениях.
Качественному улучшению здоровья детей способствуют  следующие факторы:
• совершенствование содержания образовательного процесса (многие ДОУ работают по новым образовательным программам и педагогическим технологиям, выводящим на варианты личностно  - ориентированного образования детей с учетом особенностей их развития, предусматривающим широкую дифференциацию их воспитания и обучения);
• правильная организация педагогического процесса (стремление не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка и т. д.);
• использование нетрадиционных мероприятий (динамический час, дни здоровья, детский туризм, спортивные игры и развлечения, малые спартакиады и олимпиады и др.).
Практика показывает, что именно в дошкольном возрасте работа  по сохранению и укреплению здоровья детей и коррекция различных недостатков в их развитии особенно эффективны, дает положительную динамику и хорошие результаты.
В детском саду ребенок может и должен играть. Для этого разработаны  программы и методические рекомендации по организации и руководству игровой деятельности. Но, к сожалению, 86 % педагогов признают тот факт, что игра фактически «ушла» из детского сада. Воспитатели недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, используя, как правило «школьные» технологии. Однако о значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
Право ребенка на игру должно соблюдаться и в каждой семье. Но родители думают, что ребенок должен играть самостоятельно, а их задача приобретать для него игрушки. Однако ребенок не проявляет к ним интереса. Гораздо охотнее играет на компьютере или смотрит телевизор. А родители считают, что компьютерные игры могут решить все задачи, связанные с развитием ребенка.
Необходимо стимулировать в дошкольном детстве именно игровую деятельность, полноценное развитие которой становится возможным  лишь при  условии двухсторонних усилий в этом направлении семьи и детского сада.
Таким образом, в настоящее время право на образование,  провозглашенное Конвенцией о правах ребенка, соблюдается в неполной мере, а для детей, которые не посещают ДОУ, зачастую не соблюдается вовсе. Это связанно с нерешенностью ряда экономических, педагогических и управленческих проблем, как в самой системе дошкольного образования, так и в обществе в целом.

Так же в дошкольных учреждениях реализуется право ребенка на защиту и помощь. Анализ состояния дел на местах по соблюдению прав ребенка в ДОУ представляет сложившуюся ситуацию в достаточно благоприятном свете. До настоящего времени в России не зарегистрировано ни одного случая привлечения работников ДОУ к судебной ответственности за совершение по отношению к ребенку каких бы то ни было форм насилия. Но  воспитатели не преднамеренно игнорируют ряд направлений  в работе с детьми. В первую очередь это связанно с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов появляются все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями 
(воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностными расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого ребенка.
К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь относятся следующие:

• своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения в семье.
• Профилактика жестокого обращения с детьми:
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- работа по коррекции детско-родительских отношений;
- работа по предотвращению нарушения прав ребенка взрослыми.
 Таким образом, становится очевидным, что ребенка посещающего дошкольное учреждение можно считать защищенным от физического насилия. Но еще требуется большая работа по повышению правовой, педагогической культуре  руководителей и воспитателей для того, чтобы все формы защиты, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовыми документами, были реализованы как в ДОУ, так и в семье.


Используемая литература:

Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992

Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998.

Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М. , 1992.
Категория: Методика и опыт | Добавил: admin (08.02.2011)
Просмотров: 10448 | Рейтинг: 0.0/0
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе


































Юридический и почтовый адрес:
461900
Оренбургская область
город Сорочинск
улица Интернациональная, 67

Тел/факс: (35346) 4-12-85
e-mail:Sorochinsk-goo@yandex.ru
Copyright MyCorp © 2024




uptime счетчик