«Программно-целевой подход к реализации правового воспитания»
«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. Основные признаки, представляющие содержание понятия «гражданственность». Первый признак – это нравственный, к нему относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Второй признак – правовой – это правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. Третий признак социально-политический – гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной жизни. Следовательно, наиболее значима для гражданского воспитания – правовая культура, ибо гражданственность тесно связана с правом, которое можно назвать гражданским минимумом. Суть воспитания в духе прав ребенка, диалектика взаимоотношений прав и обязанностей – главное, что должно быть осознано педагогами и детьми. Дети, воспитанные в духе прав ребенка, легко совмещают представления о правах с соответствующими им обязанностями. Поэтому основной целью работы является определение места и роли правового воспитания у детей дошкольного возраста как важнейшего направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения. Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления. Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования. Целью правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности. Педагогическое и методическое обеспечение предполагает планирования работы с детьми, сотрудниками и родителями, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы с учетом особенностей той или иной категории; передового и зарубежного педагогического опыта; методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности ребенка. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания детей. Содержание управления системой правового воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в учреждении; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы с детьми и родителями. Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т.е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей. Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавательный, мотивационно-ориентированный и поведенческий компоненты, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей. Еще 10 лет назад мы не могли и предположить о том, что наша страна обретет общечеловеческий взгляд на проблему прав ребенка. Теперь разрабатываем конкретные пути воспитания в этом духе дошколят. Думается, что во всех звеньях педагогической деятельности надо следовать мудрым словам Л. Н. Толстого: « Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании, там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь».
ЛИТЕРАТУРА: Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое образование дошкольников. №4, - С.77, 2002; Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002. Гражданское воспитание в дошкольном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С., 1996. Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду», №3, – С. 62; №4. – С.52; №5, - С. 46.