Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума. Проведенное анкетирование родителей выявило, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка (70%) и наносящих ему психический и физический ущерб наказаний, в том числе и телесных (20%). Исследования юридической грамотности родителей показали, что у большинства из них низкий уровень правовой (56%) и психолого-педагогической культуры (38%). К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. В связи с этим в ДОУ поставлен ряд задач по работе с родителями: - повысить уровень правовой культуры родителей; - вести профилактику нарушения прав ребенка в социальных семьях; - сформировать индивидуальную родительскую позицию, стиль воспитания гуманных отношений с детьми; - проводить системную работу по коррекции детско-родительских отношений. Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях. Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители). Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций. Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая в себя:в родительском уголке помещены тексты Конвенции ООН о правах ребенка, выдержки из Семейного Кодекса; памятка для родителей о стиле общения с ребенком; оформление папок-передвижек «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»; фотовыставки, иллюстрирующие работу ДОУ по соблюдению прав ребенка; оформление тематического уголка «ПРАВА РЕБЕНКА»; составление библиотеки для родителей, в котором созданы нормативные документы по защите прав ребенка и психолого- педагогической литературе. Популярными методами работы с родителями являются: консультации: «Родительская любовь», «Игровой уголок ребенка дома», «Мама и папа – гаранты прав ребенка»; индивидуальные беседы: «Какие права и обязанности есть у ребенка в детском саду», «Как научить ребенка уважать родителей»; семинары - практикумы: «Как обойтись без унижающих наказаний?»; родительские собрания «Защита прав и достоинства ребенка в детском саду», «Соблюдение прав детей в семье», «Наказание и поощрение». При этом в настоящее время приоритет должен быть отдан защите маленького ребенка от насилия, запугивания, небрежного обращения и жестоких наказаний в семье. Для этого необходимо осуществлять мониторинг семейного воспитания с целью выявления и коррекции нарушения прав детей. Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми. Наукой доказано,что нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее. В Древней Руси детей называли «зернышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен деятельности ДОУ, всей сегодняшней политике детства.
Список используемой литературы 1. Антонов В.В. Изучаем права ребенка М., 1997 2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребенка. М., 2003 3. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М., 2009 |